8 (800) 333-48-46

Бесплатно по России: 9.00-20.00

8 (499) 553-01-23

Регистрация





Интернет-магазин кавказской атрибутики с доставкой!

8 (800) 333-48-46

Бесплатно по России: 9.00-20.00

8 (499) 553-01-23

Каталог товаров
В корзине пока нет товаров

История и виды мужских и женских поясов на Кавказе

Вновь приветствую читателей блога!

В данной статье блога речь пойдет о небольшом, но важном предмете гардероба как поясе (ремне), и об  истории развития данного аксессуара на территории Кавказа, разновидностях, в которых, на первый взгляд, можно запутаться. Постараемся "пролить свет" на вроде незаметный, но важный элемент жизни кавказских народностей.

Если спросить любого современного делового мужчину, не обязательно кавказца, то у каждого обязательно есть свой ремень, а то и не один. Без дорогого кожаного ремня известного производителя невозможно представить ни одного более-менее крупного руководителя. Давайте разберемся, всегда ли было так и откуда возникла такая необходимость — подпоясываться, как развивались и чем отличаются кавказские пояса от классических ремней?

Введение

Как и большинство вещей, тех, что мы видим сейчас, ремень имеет свою длинную и богатую историю. Если копнуть глубоко, то в самом начале древний мужчина понял, что с обвязанной вокруг талии полоской шкуры или лианой (точно не известно, где первыми начали пользоваться) намного удобней охотиться.

Технология обработки кожи привела к быстрому развитию целой отрасли. Люди уже более 2000 лет назад поняли, что кожаная одежда и обувь практичны, удобны и не промокают. Совершенствование технологий не могло не отразиться и на ремнях. Из обрезков от кожевенного производства стали шить пояса и ремни, зачастую многофункциональные, например, в Персии и Ассирии начали крепить оружие, карманы, кошельки и другие полезные мелочи.

В Древнем Риме несколько по-другому носили пояса. Плебс подпоясывался под одеждой, скрытно, легионеры, наоборот же, предпочитали выставлять ремень напоказ. Часто он выполнял функцию своеобразных доспехов, защищавших брюшную полость, так как имел куда большую ширину, чем обычный.

Ремень у некоторых народностей был весьма важен.

Интересный факт!

  • Татаро-монголы обменивались поясами в знак заключения мира.
  • Фракийские племена похищали пояса врагов, так как считали, что они придают силу (аналог более варварского обычая - съедания сердца)

В средние века ношение пояса становится прерогативой военных людей, рыцарей и, конечно, женской половины человечества. Женская мода того времени сделала из пояса почти произведение искусства. Жемчуг, драгоценные камни и золото — все использовалось для украшения модниц.

Чем пояс отличается от ремня?

Если ответить навскидку, то предназначение то же. Украшения аналогичны. Основным отличием, как можно догадаться, является пряжка, которая позволяет регулировать длину у ремня. Пояс же не имеет регулировки, концы его свободно свисают по бокам.

Какие существовали виды пряжек, не перечесть.

Стоит особо отметить, что ремни с богато украшенными пряжками в основном носили императоры, короли и аристократы.

История поясов на Кавказе

Мужские пояса

Если начать называть непременные атрибуты кавказского горца, среди них обязательно будет пояс. Это узкое изделие из кожи c гарнитуром из меди или серебра , такой пояс надевался поверх национальной одежды — черкески или бешмета.

Вот как описывал одежду Дагестана историк XIX века Н. Дубровин: «Бешмет застегивается крючками, а черкеска, обрисовывающая стройную талию мужчины, туго перетягивается кожаным поясом с металлическими украшениями, а у людей богатых и зажиточных с серебряным убором. Спереди на поясе висит кинжал: у богатого оправленный в серебро, а у бедного без всякой оправы. Кинжал не снимается никогда, даже дома. Туземец, скинув черкеску, опоясывает себя поясом с кинжалом поверх бешмета.»

Национальные ремни с серебряной пряжкой и с медными пластинами были найдены на Северном Кавказе даже в склепах, датированных средними веками.

У кавказских горцев существовали два типа ремня: кожаные с пряжкой, тканные или войлочные. Повседневные мужские пояса были лишены украшений, только праздничные снабжались множеством подвесок разных форм, часто серебряными.

К поясу подвешивались необходимые предметы, например, охотничьи или дорожные принадлежности (коробочка со смазкой оружия, самодельная отвертка, камень для заточки ножа или кинжала, кремень и многое другое). Но самое важное предназначение ремня (пояса) — крепление кинжала, иногда шашки. Хотя шашки позже в основном носились на портупее.

Не подпоясанными (безоружными) взрослые мужчины Кавказа ходить не могли, только старики и дети. Кинжал всегда висел на поясе, поэтому и само понятие «опоясаться» равносильно «вооружиться». Такова этническая особенность горских народов.

Интересный факт!

Национальный пояс служил своего рода «паспортом» мужчины кавказских гор. По нему можно было понять, к какому роду и сословию принадлежит тот или иной человек, его должность или боевые заслуги.

Женские пояса

В отличие от мужчин, для женщин Кавказа пояс не был такой неотъемлемой частью их образа. В основном, ношение такого аксессуара имело под собой определенную подоплеку. К примеру, в Осетии, Карачаево-Черкесии незамужняя девушка подпоясывалась (не обязательно серебряным поясом), когда наступал период подготовки к замужеству. В зависимости от материального положения пояса могли быть как простые, так и изысканно украшенные.

Существовало 4 типа женских поясов:

Кушак. Простой пояс из ткани, завязываемый на талии.

Пояс из кожи, галуна с пряжками из металла и украшениями. Подразделяются на 4 подтипа:

    • Наиболее старинный подтип шириной 4-5 сантиметров с рядами блях, имеющих круглую или прямоугольную форму. Бляхи с легким черненым орнаментом. Количество бляшек 9 шт. Пряжка обычная, ничем не выделяющаяся, то есть без украшений. Такие пояса были характерны для народностей Адыгеи.
    • Пояс из кожи или галуна, ткани на кожаной подкладке. Выделяло изделие большая пряжка из двух половинок шириной до 8-9 сантиметров. Отделка пряжки немного видоизменялось со временем. Строгий орнамент начал сменяться более уточненными гравированными узорами с чернью и филигранью. Яркий пример — кубачинские пояса. Наибольшее распространение подтип получил в Карачаево-Черкесии.
    • Пояс третьего подтипа по конструкции схож с предыдущими, но более тонкий, всего 2-4 сантиметра шириной. Пряжка круглая, овальная или в форме ромба. Большая часть подобных поясов имела позолоту.
    • Пояс из галуна или ткани с фигурной пряжкой. Мог иметь металлические украшения сзади и по бокам. Украшением служила накладная филигрань.



Наборный кавказский пояс. Третий тип состоит исключительно из набора серебряных пластинок, закрепленных на узком ремне с овальной, круглой пряжкой, изобилующей гравировкой с чернью. Подобные пояса характерны для народностей Чечни и встречаются крайне редко.

Четвертый тип - пояс целиком из металла. Имеет 3 разновидности.

  • Первый подтип состоит из серебряных пластин фигурной формы, соединенных шарнирами. Для регулировки было достаточно вынуть необходимое количество шарниров. Пластины имеют украшения филигранью. На лицевую часть почти нанесена позолота.
  • Второй подтип также состоял из пластин прямоугольной формы с небольшой пряжкой. Застегивался с помощью стерженька. Редкий подтип, встречался на Кавказе в конце 19 века.
  • Пояс третьего подтипа отличается круглой формой пластинок, соединенных кольцами или короткими цепочками. Пряжка имела фигурную форму. Встречался у восточных чеченцев и жителей Адыгеи.

Серебряные пояса по кавказским обычаям могли переходить из поколения в поколение по наследству, использовались в качестве приданого как семейная реликвия.

Как мы видим, женские пояса народностей Кавказа разнообразны, представляют крайне большой интерес в вопросе изучения особенностей жизни и, в частности, ювелирного искусства той эпохи у горских народов.

Читайте также
Вас может заинтересовать

Отзывы

Пока нет комментариев

Оставить отзыв