8 (800) 333-48-46

Бесплатно по России: 9.00-20.00

8 (499) 553-01-23

Регистрация





Интернет-магазин кавказской атрибутики с доставкой!

8 (800) 333-48-46

Бесплатно по России: 9.00-20.00

8 (499) 553-01-23

Каталог товаров
В корзине  пока нет товаров

Древний аланский танец Симд – живая традиция народов Осетии

Истоки хореографии уходят корнями в далекое прошлое. Многие исследователи утверждают, что начало ей было положено еще в те времена, когда основной религией человечества было язычество.

На этом постулате строится теория происхождения древнего осетинского танца Симд, история возникновения которого уходит в далекое прошлое. Считается, что в его основе лежат движения, связанные с языческими ритуалами, исполнявшимся предками современных аланов при проведении религиозных обрядов и поклонении богам.

Из истории танца

Осетинский танец СимдОбе республики: Южная и Северная Осетия имеют общие корни, обрядовые, песенные и танцевальные традиции. В обеих территориях горский танец Симд является почитаемым и любимым.

В движениях под музыку раскрывался внутренний мир человека, его верования и представления, понимание своего места в жизни, отношение к окружающим и происходящим событиям.

В основе лежит соревнование воинов в силе и ловкости, одним из поводов для которого была борьба за сердце гордой красавицы.

Интересен факт, что танец Симд нашел отражение в аланских преданиях о героях – нартах. В некоторых из них красочно описываются застолья с обязательным мужским танцем, в котором для его большей эффектности, как один из атрибутов горского танца, использовалось холодное оружие: мечи и кинжалы. Для оформления танцевальной сценки сегодня их можно приобрести на сайте kavkazsuvenir.ru.

Несмотря на яркость и самобытность, его хореографический рисунок строится на двух элементах: круге, олицетворяющем солнце, и прямой линии, символизирующей бесконечность. Исполнение сопровождает осетинская мелодия Симд.

Разновидности танца

Как многозначно мировосприятие человека, так разнообразны варианты древнего Симда.

Будучи первоначально мужским, аланский Симд имел несколько вариантов.

  1. Мужской, характеризующийся порывистыми движениями танцоров, демонстрирующих свою силу, ловкость, храбрость. При его исполнении используется множество поворотов, прыжков на «полупальцах» и «пальцах», которые особенно удобно выполнять в знаменитых кавказских ичигах, которые всегда можно приобрести в нашем интернет-магазине.
  2. Нартовский Симд – уникальный образец хореографического искусства Осетии. Как утверждают исследователи, буквальный перевод его аланского названия – двухъярусный. Есть и другое значение: массовый, народный.

Разновидности танца симд

Он исполнялся только под Новый год, и право участия в этом круговом своеобразном хороводе предоставлялось только зрелым состоявшимся мужчинам, достигшим возраста 35–40 лет. Осетинская музыка Симд добавляла настроения и поднимала дух состязательности.

Танец алан Симд требовал силы, ловкости и выносливости. Его исполняли вокруг костра, огонь которого олицетворял животворящее солнце. Движения были неспешными, наполненными гордостью и достоинством. Особое внимание в мужской партии уделялось ногам. Руки «помогали» и дополняли хореографический рисунок.

Позднее осетинский народный танец Симд стал завершать любое гуляние или празднество. Со временем было разрешено участвовать и юношам. Он был настолько массовым, что отмечались факты, когда одновременно его исполняли более двухсот человек.

  1. Известны и другие варианты любимого танца: Нагуай симд («Симд на одной ноге») Тымбыл симд («Круговой симд») и другие.
  2. Искусствоведы и этнографы считают, что одним из вариантов симда, осетинского танца, является еще один массовый танец «Чепена» — образец всеобщего веселья, исполнявшийся также только мужчинами.

осетинский народный танец СимдВремя вносило свои коррективы, и в танцевальном рисунке появилась женская партия. Первоначально участие женщин ограничивалось мягким скольжением вокруг «мужской башни». Позднее мужчины верхнего круга спускались вниз, создавая единый круг с нижним ярусом, после чего вливались в женский, превращая танец в парный.

При этом их движения рядом с девушками становились плавными и осторожными, а все поведение участника демонстрировало глубокое уважение к партнерше. Нарочито длинные рукава не позволяли молодому человеку касаться девушки, а белый наряд говорил о ее чистоте и непорочности.

Особенности женского исполнения

Особенности женского исполнения танца СимдЖенская партия отличалась удивительно нежным, мягким движением рук, которые взмывали вверх, как крылья лебедя, а передвижения девушек были удивительными, словно скользящими по поверхности земли.

Чтобы добиться такого необыкновенного, как будто парящего скольжения и плавности, они выполняли специальные упражнения для грациозного исполнения Симд, мелодия которого должна была подчеркнуть их красоту и благородство. Особое значение придается гибкости и выразительности рук, играющих главную роль в женском танце.

Несмотря на вносившиеся изменения, неизменным осталось число танцоров – оно всегда четное, даже когда участвовали только мужчины. Впоследствии в нем стали участвовать женщины, с которыми образовывали 6 до 12 пар.

Музыкальное сопровождение

Музыка во время исполнения осетинского массового танца Симд имела не меньшее значение, чем сами танцевальные движения и мастерство танцоров. Она задавала настрой, вела по хореографическому рисунку. В древности для его сопровождения использовались инструменты, которые теперь можно встретить только в музеях.

С середины XIX века для музыкального обрамления используется осетинская гармонь и барабан. При этом искусство играть на гармошке некоторое время назад было почти утрачено, но сейчас активно восстанавливается. Все чаще переливчатые звуки гармошки звучат на праздниках, свадьбах, народных гуляниях. Музыка заряжает настроением, помогает создать атмосферу радости.

Судьба танца в современном обществе

Изменение социальной картины общества оказало влияние на танцевальные традиции осетинского народа. Некоторое время назад традиционная хореография оказалась под угрозой забвения: восприятие западной культуры существенно ослабило позиции народного танца. Единственными проводниками хореографического творчества были профессиональные коллективы, среди которых — Государственный академический ансамбль танца «Ала́н» (Северная Осетия) и ансамбль песни и танца Республики Южная Осетия «Симд».

Судьба танца симд в современном обществеОднако жизнь все расставила по своим местам и подтвердила силу традиций. Сегодня молодежь с удовольствием разучивает и танцует осетинский народный массовый танец Симд на вечеринках, семейных праздниках, свадьбах, наполняя его новым «прочтением», любовью и интересом к истории народа аланов.

Находят свое продолжение традиционные танцы и в совсем юных объединениях. Один из них – «Звездочки Осетии», собравший школьников и талантливую молодежь республики.

Стоит отметить, что мастера танцевального искусства отмечают значительную сложность построения хореографического рисунка осетинского народного танца Симд. Для его правильного и артистичного исполнения требуется не один год тренировок. Именно поэтому получают развитие школы народного танца, где молодое поколение постигает тайны его завораживающей красоты.

В настоящее время в Северной и Южной Осетии Симд продолжает жить на сценических подмостках и в повседневной жизни. Его танцуют в клубах и Дворцах бракосочетания, на семейных торжествах, улицах городов и сёл во время народных праздничных гуляний. 

Читайте также
Вас может заинтересовать

Отзывы

Пока нет комментариев

Оставить отзыв

Адрес: Москва, Щербаковская, д.57/20

Режим работы: ежедневно 10:00 - 20:00

Эл.почта: ali@kavkazsuvenir.ru

Тел.: +7 (499) 553-01-23

Тел.: +7 (812) 648-28-04

8 (800) 333-48-46 - звонок бесплатный

Прием звонков: ежедневно: 9:00 - 20:00

К оплате принимаем
Дизайн сайта